Гаврилова Тамара Альбертовна, воспитатель МБДОУ Детский сад "Ивушка" ст. Обливская
|
Краткосрочный проект «Пожарная безопасность в детском саду» по формированию навыков безопасного поведенияАктуальность: Огонь с древних времён интересовал человека. С одной стороны, огонь - друг человека. Без огня не приготовить покушать, не осветить дом. Конечно в современном развитом обществе, сам огонь отошёл на второй план, по сравнению с электричеством, но играет немаловажную роль. Дети, пытаются «потрогать» окружающий мир, чтобы поближе узнать его. Задача родителей и воспитателя помочь узнать как можно больше об окружающем мире, но предостеречь от возможных опасностей, ожидающих их на пути познания. Начинать знакомить детей с пожарной безопасностью нужно с самого раннего детства, чтобы они знали, как нужно вести себя правильно и безопасно. Данный проект позволяет в лёгкой игровой форме дать детям начальные знания пожарной безопасности. Цель: Дать детям начальные знания по пожарной безопасности. Формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности, бережного отношения к природе. Проблемная ситуация: Любопытство детей, часто ставят их перед реальными опасностями. С каждым годом возрастает число пострадавших детей от пожара, которые происходят по их вине. Проблема: Дети дошкольного возраста не знают назначение огня, у них отсутствует защитная психологическая реакция на безопасную обстановку, дети не знают, как действовать при пожаре и это вызывает беспокойство за безопасность детей. Задачи проекта: 1. Образовательные: • Познакомить с историей возникновения огня. • Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом. • Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг. 2. Развивающие: • Формировать умение реально оценивать возможную опасность. • Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности. • Знать правила поведения на природе, в быту. • Развивать творческие способности дошкольников. 3. Воспитательные: • Воспитывать чувство осторожности и самосохранения. • Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем и сигналом оповещения о пожаре. • Воспитывать чувства благодарности «Пожарным», которые помогают нам в трудных ситуациях. • Воспитывать любовь к природе, культуру поведения. 4. Практические: • Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара. • Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания. • Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта, вовлечь их в процесс формирования навыков пожарной безопасности. • Обмен опытом по противопожарной безопасности в детском саду. • Учить детей правильно вести себя на природе, уметь защитить себя и своих близких. Основные направления: • Использовать обучающие НОД, беседы, дидактические игры, просмотр мультфильмов, восприятие художественной литературы, обсуждение ситуаций с целью предупреждения несчастных случаев при возникновении пожара, практические занятия, досуги, праздники. Вид: Творческий, информационно-практико-ориентированный. Семейный, групповой. Участники проекта: Дети старших и подготовительных к школе групп, родители, старший воспитатель, воспитатели групп, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, Целевые ориентиры 1. Правильное поведение в экстремальной ситуации; 2. Умение набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону; 3. Умение четко называть свой адрес; 4. Знать средства пожаротушения: вода, огнетушитель, земля, песок, снег; 5. Уметь правильно действовать в случае обнаружения пожара; 6. Знать о профессии пожарного; 7. Изменение отношения родителей к пожарной безопасности; 8. Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности. 9.Расширение кругозора детей, словарного запаса, 10.Получение детьми начальных знаний по пожарной безопасности, 11.Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. Продукт проектной деятельности: • «Пожарные спешат на помощь» (Рисунки детей). • Наглядная информация для родителей по пожарной безопасности: оформление стендов, составление памяток. • Мероприятия совместно с пожарной частью • Мероприятия совместно с родителями. I этап. Подготовительный. • Разработка плана работы по проекту • Доведение до сведения родителей воспитанников цели и содержания проекта. • Анкетирование родителей. • Привлечение родителей, воспитателей, специалистов ДОУ к подборке материала по пожарной безопасности. • Изготовление совместных плакатов по пожарной безопасности: дети, родители, воспитатели. • Подбор детской художественной литературы для чтения детям. • Подбор дидактических игр по пожарной безопасности. • Создание презентаций по пожарной безопасности. • Подбор видеоматериала по пожарной безопасности. • Подбор материала для проведения опытов и экспериментов. • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме. 2 этап. Реализация проекта Работа с родителями (день первый) Выставка литературы по теме. Презентация проекта по противопожарной безопасности «Чтобы не было беды» Объявление конкурса детско-родительского плаката «Спички , детям не игрушка» Анкета для родителей по теме. «Что такое огонь?» (день второй) Беседа с детьми «Эта спичка – невеличка». Дидактическая игра «Огнеопасные предметы». «Полезный огонь» (день третий) Конкурс детских рисунков по мотивам сказки «Огневик и облачные слоны» Чтение сказок «Как человек подружился с огнём», «Как огонь воду замуж взял» Познавательное НОД «Огонь – друг». «Опасный огонь» (день четвёртый) Дидактическая игра «Причины пожаров». Прослушивание сказки «Кошкин дом» «Правила пожарной безопасности в ДОУ» (день пятый) Экскурсия по детскому саду: знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями. Игры-соревнования. Чтение сказки С.Я.Маршака «Дядя Стёпа» «Правила пожарной безопасности дома» (день шестой) Практическое занятие «Чтобы не было беды». Просмотр видеофильма Чтение произведения С.Я.Маршака «Пожар». «Правила пожарной безопасности в лесу» (день седьмой) Познавательное занятие «Чудо-дерево». Чтение произведения Б.Жидкова «Дым». Конкурс стихотворений на тему «Спички детям не игрушка» «Что такое служба противопожарной безопасности» (день восьмой) Беседа «В жизни всегда есть место подвигу» Просмотр видеофильма о пожаре и работе пожарных по спасению людей. (Фрагменты из телепередач, новостей с сообщениями о пожаре). Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки» «Огонь в литературе» (день девятый) Чтение произведения Б.Жидкова «Пожар». Литературная викторина. «Огонь в картинках и загадках» Итоговый день (день десятый) Досуг с детьми и родителями «Огонь – друг, огонь – враг» Тестирование. Тренировочная эвакуация. Тренинги: эвакуация детей из здания, сверка списочного состава с фактическим наличием эвакуированных детей, размещение их в заранее назначенном месте. 3 этап. Результаты проекта • Дети адекватно реагируют на звук пожарной сигнализации, осознанно и быстро выполняют все действия при эвакуации; • При проведении тренировочных мероприятий было выявлено, что все дети четко усвоили номер, по которому нужно вызывать пожарную часть; умеют правильно вести диалог с диспетчером дежурной пожарной части. • При проведении тренировочных мероприятий, выявлено, что 80% детей средних, старших и подготовительных групп, правильно называют свой домашний адрес и адрес детского сада. • Дети знают средства подручные пожаротушения (песок, вода, земля, снег, ткань) и умеют ими пользоваться. • Дети познакомились с профессией пожарного, знают ее предназначение, многие изъявили желание стать «Пожарным». • Родители стали серьезнее относиться к правилам пожарной безопасности, откликаются на просьбы воспитателей, с удовольствием принимают участие в совместных мероприятиях с детьми, участвуют в изготовлении атрибутов, костюмов. • Проведенные мероприятия показали, что дети усвоили весь материал, правильно отвечают на поставленные вопросы, осознанно выполняют правила пожарной безопасности. • Оформлены выставки рисунков, макет по пожарной безопасности на тему «Пожарный всегда на страже». • Интеллектуальные викторины, беседы и занятия по пожарной безопасности в группах, инсценировки сказок: Интеллектуальная викторина: «Опасение – половина спасения». - НОД на тему «В мире электроприборов». -Инсценировка сказки «Кошкин дом». - Праздник «Спички – детям не игрушка» с участием отряда пожарной части 4 этап. Продукт проектной деятельности. 4.1. Коллективная работа макет « Пожарные в моем посёлке» 4.2. Книжная выставка «Огонь вокруг нас» 4.3. Выставка в группе «Пожарные всегда на страже». 4.4. Встреча с интересным человеком: «Профессия – диспетчер пожарной охраны» 4.5. Оформление уголка пожарной безопасности в группе. Литература: В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие». В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада». В.А. Степанов «Азбука в загадках». С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом». Л.Н. Толстой «Пожарные собаки». Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар». К. Чуковский «Путаница». Загадки Все ест - не наестся, а пьет - умирает (огонь). Без рук, без ног, а бушует (огонь). Шипит и злится, а воды не боится (огонь). Дремлют в домике девчонки - бурые шапчонки (спички). Летала мошка-сосновая ножка, на стог села - все сено съела (спичка). С языком, а не лает, без зубов, а кусает (огонь). Что бывает, если птички зажигают дома спички? (огонь). Пословицы - Огонь - беда, и вода - беда, а нет хуже беды, когда ни огня, ни воды. - Искру туши до пожара, беду отводи до удара. - Слезы пожара не тушат. - Плох мир огня с водою. - Спички не тронь, в спичках огонь! - Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идет. (О пожарных). - Красный петух прошелся. - Сену с огнем ни ужиться. - Искра мала, да пламень велик. - Не шути с огнем - обожжешься. - Спички - не игрушка, огонь не забава. - Упустишь огонь - не потушить. - Огонь - не вода, схватит - не выплывешь. - Где огонь, там и дым. - Дыма без огня не бывает. - Не играй, кошка, с огнем, обожжешься. - Дорого при пожаре и ведро воды. - Огонь хороший слуга, но плохой хозяин. - Как бы мал огонек не был, всегда от него дым. - Спичка - невеличка, а огонь - великан. Об электроприборах Если всю квартиру мама вдруг надумает убрать: Вымыть стены, пол и рамы - я ей буду помогать. Каждой вещи свое место - все игрушки приберу, Со стола, дивана, кресла влажной тряпкой пыль сотру. Но к телевизору, розеткам близко я не подойду: Это место не для деток - зарубите на носу! В каждой комнатной розетке есть невидимый огонь. У него характер вредный - ты рукой его не тронь. Шуток он совсем не терпит, с ним, ребята, не шути: Если он рассвирепеет - все сжигает на пути. Тот огонь, давно известно, электричеством зовут. Он таит в себе опасность – от него подальше будь. С ним домашние приборы заключили договор: Только им огонь покорный - так ведется с давних пор. А приборы служат людям - это значит, нам с тобой. Помогать огонь нам будет - он в приборах деловой; В холодильнике продукты помогает нам хранить, Помогает маме в кухне на плите обед варить. Всю квартиру освещает, если вечер за окном, Брату музыку гоняет, крутит нам магнитофон. Пыль в квартире убирает с пылесосом заодно, Телевизор заставляет нам показывать кино. Он себя ведет достойно, если с ним не баловать Малышам самим без взрослых те приборы не включать! О спичках Чтоб не было пожара, спичками нельзя играть. У взрослых пусть войдет в привычку - от детей их убирать. Ни на улицу, ни в садик спички мы не будем брать. Тополиный пух, бумаги мы не станем поджигать. Спичками играть не будем, зажигалку не возьмем - И себя мы не погубим, и квартиру сбережем. Повзрослев, тогда уж смело спички в руки мы возьмем, Применять их будем в дело и пожар не разведем. 16 февраля 2019 в 22:33
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.