Гаврилова Тамара Альбертовна, воспитатель МБДОУ Детский сад "Ивушка" ст. Обливская
|
Консультация для родителей «Защитим детей от физического насилия»Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время – это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей, педагогов. По существу, нравственное воспитание, знакомство с правами человека в дошкольном возрасте начинаются с вопросов: «Что такое хорошо? Что такое плохо?». Обучение правам человека – процесс долгосрочный, и осуществлять его надо на всех этапах обучения и воспитания ребенка. Главный из них – признание ребенка полноценной личностью, признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей. Переживание детьми дошкольного возраста физического наказания. Практически каждого ребенка в детстве наказывали либо родители, либо педагоги, либо родственники. В сознании взрослых людей сложился довольно устойчивый стереотип: без применения наказания воспитать ребенка невозможно. Однако, как показывает практика, не всякое наказание помогает достижению благородной цели воспитания. Более того, формы наказания, которые выбирают родители для достижения желанного воспитательного эффекта, могут причинить тяжелый ущерб личности ребенка. Наказанием считается определенное воздействие, направленное на осознание человеком своего проступка. Специфика наказания распознается по двум признакам. Во-первых, наказание должно быть справедливым, соразмерным проступку. Во-вторых, и это, пожалуй, самое важное, - наказание не должно унижать человеческого достоинства, а наказывающий не должен стремиться к власти над ребенком. Нарушение одного из этих условий превращает наказание в насилие. Все наказания можно объединить в две группы: • наказания, основанные на лишении ребенка родительской любви; • наказания, основанные либо на болевом ощущении, либо на страхе перед болью. Типичными примерами наказания первого вида могут быть прекращение общения с ребенком; разная по длительности изоляция от родителей, близких, друзей; ограничения в свободном перемещении (например, стояние в углу); отказ от выполнения просьб и желаний; лишение удовольствий и развлечений и т. п. Пример физического наказания второго вида – побои ребенка разной силы и с применением разных средств. Такого рода наказания обязательно приводят к появлению страха: страха потерять родительскую любовь или страха испытать физическую боль. Страх потерять родительскую любовь как наказание превращается в ключевое переживание, которое влияет на все стороны личностного развития ребенка. Под влиянием наказания страхом снижается самооценка ребенка, его уверенность в себе, способность отвечать за свои поступки, стремление к совершенствованию. Одновременно усиливается зависимость от родителей и растет недоверие к людям, возникает замкнутость и т. п. Эмоциональное отвержение ребенка, пренебрежительное или негативное отношение рождает у него тревогу, влекущую за собой агрессию. Избежать негативных последствий наказания можно при соблюдении двух условий. Во-первых, родители должны дать почувствовать ребенку, что он любим, несмотря на наказание, что его лишают внимания лишь на какой-то срок, что родители огорчены его поступком так же, как и он. Во-вторых, наказание должно относиться не ко всей личности ребенка, а только к тому отдельному случаю поведения, за который он наказан. Огромное число взрослых в современном обществе используют физическое наказание в воспитании детей. В литературе приводится описание последствий применения физического наказания родителями по отношению к детям: • нарушение в физическом развитии и здоровье; • поведенческие нарушения; • эмоциональные нарушения; • суицидальное поведение. Применяя к ребенку физическое наказание, родители показывают, что насилие и рукоприкладство допустимы, и тем самым увеличивают риск причинения не только физической травмы, но и психической. Довольно часто последствия физического наказания сводятся ко сну и плачу ребенка. Это может свидетельствовать о трудностях в преодолении им эмоционального напряжения, не исключена нервная истощаемость ребенка. Наказание вряд ли можно назвать эффективным методом воспитания. Часто ребенок остается в замешательстве – «Чего хотели взрослые?». Наказание возбуждает противоречивые чувства. Дети, которых наказывали физически, испытывают чувство беспокойства, унижение, у них появляется желание отомстить за оскорбление. Такие дети имеют в общении проблемы, обусловленные, прежде всего, повышенной агрессивностью и тревожностью, сниженной самооценкой. Их поведение выражается в драчливости, капризности, раздражительности. Эти дети враждебно реагируют на слова взрослых, не воспринимают их критики, занимают по отношению ко взрослым оборонительную позицию. Можно предположить, что им комфортнее в одиночестве, поскольку исчезают основные источники угрозы. Синдром избиваемого ребенка включает в себя ряд психологических особенностей: • Осознание ребенком факта применения физического наказания со стороны; • Частая драчливость; • Редкие проявления дружелюбия по отношению к сверстникам; • Злость; • Агрессия во взаимоотношениях со взрослыми, сверстниками; • Высокая личная тревожность; • Тревога во взаимоотношениях со взрослыми, с детьми; • Ощущение нездоровья; • Сниженная самооценка; • Неприятие в семье. Прибегая к любой форме воздействия на ребенка, взрослые должны помнить, что наказание должно вести к изменениям поведения. Если этого не происходит, продолжать наказывать ребенка нет смысла и вредно. Помните, при дефиците любви становится наказанием сама жизнь… Ребенок всегда верит в любовь и доброе отношение взрослых к нему и в свою очередь рассчитывает на их любовь и защиту. 22 марта 2019 в 12:37
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.