Гаврилова Тамара Альбертовна, воспитатель МБДОУ Детский сад "Ивушка" ст. Обливская
|
Родительское собрание «Скоро в школу»Подготовка к школе –процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьмиследует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко доэтого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, нои в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослымии сверстниками. Серьёзное отношение семьи к подготовке ребёнка к школе должноосновываться, прежде всего, на стремлении сформировать у ребёнка желания многоеузнать и многому научиться, воспитание в детях самостоятельности, интереса кшколе, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задаватьвопросы, проявлять активность в общении с педагогами. Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает еготолько душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми -семьей. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая нетолько подготовит ребенка успешнойучебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников,чувствовать себя в школе комфортно. Если вам удастся разумно организовать жизньвашего ребенка, это облегчит вам взаимное познание, убережет от многихнеприятностей в будущем и подарит часы общения с вашим ребенком. Детям надо научиться внимательно слушать учителя на уроке. Нельзякричать с места, вставать без разрешения учителя, выходить из класса. Еслиребёнок хочет что-то сказать, то нужно поднять руку. Дети должны помнить, чтоучитель даёт задание всему классу и не может повторять его только ему. Вашребёнок будет постоянно испытывать дискомфорт от того, что в классе для учителявсе дети равны и он один из них. Научите ребёнка слушать и слышать вас!Выполнять ваши просьбы и поручения! И тогда он будет слышать учителя, ивыполнять его требования. Так вы научите своего малыша работать в коллективе,слушать, когда говорят всему классу и выполнять задание вместе со всеми. И не вкоем случае не привлекать к себе внимание плохим поведением
В детском саду дети получают навыкисчета, чтения, развивается мышление, память, внимание, усидчивость,любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети получаютпонятия нравственности, прививается любовь к труду.Не менее важно воспитать в будущем школьнике волевые качества: самостоятельность,, ответственность. Без них невозможно успешное обучение настойчивость в школе.Эти качества воспитываются не только на учебных занятиях, но и в других видахдеятельности. Способность к волевомунапряжению создается путем постоянного упражнения. Эффективным средствомвоспитания воли является хозяйственно-бытовой труд. Потребность в нем возникаетв детском саду и дома, его жизненная необходимость понятна ребенку. Для участияв нем дети должны овладеть определенными умениями, навыками обращения с орудиямитруда, должны понимать его цель, планировать и контролировать свои действия,прилагать усилия. Таким образом, этот труд воспитывает качества, необходимыеребенку в любой деятельности, в том числе и учебной. Что может делать ребенок6-7 лет по самообслуживанию и в помощь взрослым в хозяйственно-бытовом труде? Ребенок старшего возраста может: участвовать в уборке квартиры,мыть и протирать игрушки, стирать кукольное белье, свои носки, гладить мелкиевещи, помогать взрослым в приготовлении еды, помогать накрывать на стол иубирать со стола, мыть чайную посуду. Старший дошкольник может научитьсязастилать свою постель, и это станет его постоянной обязанностью. Он можетухаживать за своей одеждой и обувью. При систематической работе ребенок быстроовладевает необходимыми для выполнения данного труда умениями. Бытовой труддовольно однообразен. Поэтому многие дети, вначале охотно занимавшиеся этимтрудом, вскоре утрачивают к нему интерес. Иногда родители утверждают, что ихдети с удовольствием подметают пол. Однако выясняется, что делают они это несистематически, а когда им хочется это делать. Если ребенок помнит о своихобязанностях, старательно доводит дело до конца, то можно сказать, что у негоесть чувство ответственности, что он может проявлять настойчивость. Конечно, каждый из вас хотелбы, чтобы его ребенок как можно лучше был бы подготовлен к школе. Но, незабывайте о том, что ограничиться только подготовкой детей к обучению грамоте иматематике недостаточно. Известно из практики, чтозависимость от школьных отметок может принести страдания родителям, а вместе сними страдает и ребёнок. Он чувствует себя причиной родительского огорчения,это вызывает у него эмоциональное напряжение и дискомфорт. У многих родителейимеется твёрдая убеждённость в том, что их ребёнок (такой умничка, способный, сним много занимались) будет получать только пятёрки. И они начинаютинтересоваться исключительно школьными успехами, это создаёт нагрузку нанервную систему ребёнка. Дети устают, начинают хуже есть, и спать, чащекапризничают, понижается сопротивляемость организма разным заболеваниям.
Готовность к школе подразделяется нафизиологическую, психологическую и познавательную. Все виды готовности должныгармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полноймере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении сосверстниками, усвоении новых знаний и так далее. • Физиологическаяготовность ребенка к школе. Этот аспект означает, что ребенокдолжен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровьядолжно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическаяготовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координациидвижения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А такжеребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и пониматьважность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом,осанка и т. п. • Психологическаяготовность ребенка к школе. Психологический аспект, включает всебя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная,эмоциональноволевая. 1. Интеллектуальная готовность кшколе означает: • к первому классу у ребенка должен быть запас определенныхзнаний (речь о них пойдет ниже) • он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать,как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее • ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то естьон должен быть любознателен - должны соответствовать возрасту развитиепамяти, речи, мышления. 2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее: • ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общатьсясо сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а приссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемнойситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых • толерантность; это означает, что ребенок должен адекватнореагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников • нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо,а что – плохо • ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу,внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он долженадекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются. 3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школепредполагает: • понимание ребенком, почему он идет в школу, важностьобучения • наличие интереса к учению и получению новых знаний • способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсемпо душе, но этого требует учебная программа • усидчивость – способность в течение определенного временивнимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонниепредметы и дела. 4. Познавательная готовность ребенка к школе. Данный аспект означает, что будущийпервоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, которыйпонадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметьребенок в шесть-семь лет? 1) Внимание. • Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течениедвадцатитридцати минут. • Находить сходства и отличия между предметами, картинками. • Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностьювоспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и такдалее. • Легко играть в игры на внимательность, где требуетсябыстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудитеправила: если ребенок услышит домашнее животное, то он долженхлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками. 2) Математика. • Цифры от 0 до 10. • Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1. • Арифметические знаки: «», «- «, «=». • Деление круга, квадрата напополам, четыре части. • Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа,слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п. 3) Память. · Запоминание 10-12 картинок. • Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц,сказок и т.п. • Пересказ текста из 4-5 предложений. 4) Мышление. • Заканчивать предложение, например, «Река широкая, аручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п. • Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул,кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д. • Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что– потом. • Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах. • Складывать пазлы без помощи взрослого. • Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет:лодочку, кораблик. 5) Мелкаямоторика. • Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть ирегулировать силу их нажима при письме и рисовании. • Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур. • Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге. · Выполнять аппликации. 6) Речь. • Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка,двор, идти, солнечный зайчик, играть. • Понимать и объяснять смысл пословиц. • Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок. • Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией. • Различать в словах буквы и звуки. 7) Окружающий мир. • Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц,деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее. • Называть времена года, явления природы, перелетных изимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своихродителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии. Очень важно развиватьмелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того,чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родителисовершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницамиможно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться сножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлятьопасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии.Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка ихаккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это заданиеочень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторикиочень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки,зверушек и другие фигурки. Развиваем мелкую моторику раскрашивание; вырезывание; штриховка; лепка; застёгивание и расстёгивание пуговиц; завязывание и развязывание лент; перекладывание мелких игрушек; закручивание и раскручивание гаек; перебирание крупы; мозаика. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки –в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными длямалыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можнос помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок. Важнаязадача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пустьэто будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужныопределённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того,как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать,но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться:надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок и т.д. В результате,ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляетдело незавершённым. Большоезначение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видитвнимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение крезультатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, вашекрепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьтеребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такогочеловека, которым вы сможете гордиться.
Памятка для родителей
Проверьте, умеет ли ваш ребенок: •Заниматься одним делом (нетолько интересным) в течение 20-30 минут. •Понимать и выполнятьпростейшие задания, которые дает взрослый (например, нарисовать мужчину, а непросто человека, робота, принцессу). •Действовать точно пообразцу. •Действовать в заданномтемпе, без ошибок на протяжении 4-5 минут (например, рисовать простойгеометрический узор в тетради в клетку под диктовку взрослого: «кружок -квадрат – кружок – квадрат», а потом – без подсказки, но с той же скоростью). •Хорошо ориентировался впространстве и на листе бумаги, не путать «над», «под», «вверх», «вниз»,«направо», «налево» (например, рисовать узор по клеточкам, следуя инструкциивзрослого»). •Запоминать короткие стишки(чем больше, тем лучше). •Ориентироваться в понятиях«больше – меньше», «раньше – позже», «сначала – потом», «одинаковое – разное». Важно также проверить, нестесняется ли ваш ребенок посторонних, как взрослых, так и детей, способен ликонтактировать с ними (по собственной или их инициативе), в состоянии ли онсоблюдать правила в игре, следить за соблюдением их другими участниками. И еслиребенок все это умеет, да еще знает буквы и свободно считает в пределахдесятка, многие трудности его минуют. 26 октября 2023 в 05:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.