Гаврилова Тамара Альбертовна, воспитатель МБДОУ Детский сад "Ивушка" ст. Обливская

Проектная деятельность, как средство формирования нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность, как средство  формирования нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, доброжелательным, милосердным, верящим в возможность совершенствовать мир и людей.  Формирование нравственных качеств является одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста.

Образовательный процесс по формированию нравственных и социокультурных ценностей занимает длительное время, его успешность зависит от целенаправленной и совместной работы педагогов дошкольной образовательной организации и родителей воспитанников.

Нравственное воспитание представляет собой совокупность норм и принципов:

- нравственный облик (милосердие, терпение, незлобивость, кротость);

- нравственные чувства (вера, долг, совесть, патриотизм, ответственность, гражданственность);

- нравственное поведение (духовная рассудительность, служение Отечеству, послушание, добрая воля);

- нравственная позиция (различие добра и зла, самоотверженная любовь, преодоление жизненных испытаний).

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста нашла свое отражение в исследованиях Л.И. Божович, Г.В. Бурменской, Л.С. Выготского, С.А. Козловой, А.Н. Леонтьева, B.C. Мухиной, С.Г. Якобсона и др. По мнению А.В. Запорожца, высокие нравственные чувства не даны ребенку в готовом виде, они не передаются по наследству. Важная роль в становлении нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста принадлежит взрослым. Они являются носителями социального опыта, правил и норм поведения, знаний о мире. Общаясь с взрослым, ребенок наблюдает за его деятельностью, слышит его оценки, видит его поступки.

Одним из эффективных подходов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по нравственному воспитанию является проектный метод. Проектный метод - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. В основу проектного метода заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Проекты в дошкольной образовательной организации носят, как правило, обучающий характер, поскольку ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить замысел. Поэтому основной задачей педагогов, при создании проекта, является обучение необходимым умениям и навыкам.

Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные Е.Г. Евдокимовой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, А.И. Савенковым. Поэтому воспитатель должен оценить свою готовность к проектной деятельности - между целенаправленным внедрением проектной технологии в образовательный процесс и распространением педагогических знаний у родителей воспитанников. Главная функция нравственных ценностей состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

В практике современных дошкольных образовательных организаций используются следующие типы проектов:

- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

- исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы;

- творческие.

Реализация проектного метода – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. Необходимо учесть, что педагог ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта и помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. Проектный метод включает в себя реализацию следующих этапов:

- погружение в проект;

- организация деятельности;

- осуществление деятельности;

- презентация результатов.

В процессе работы над проектом происходит интеграция между различными видами детской деятельности: игровой, художественной, двигательной, продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкальной, чтением художественной литературы, что позволяет развить в ребёнке нравственные качества. Проектный метод основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической жизни.

Одним из успешных условий реализации проектного метода является применение в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста личностно-ориентированного подхода. Он подразумевает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию нравственных качеств у дошкольников. Необходимо постоянно включать ребёнка в посильную и всё усложняющуюся для него деятельность, опираясь на его активность и творческий потенциал.

Ещё одним условием успешной реализации проектного метода является построение взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников в целях осуществления всестороннего развития каждого ребёнка. Положительный результат, может быть, достигнут при сотрудничестве семьи и ДОО в рамках единого образовательного пространства. Проектный метод является своеобразным способом демонстрации организаторских и творческих способностей взрослых и детей. У родителей появляется возможность увидеть своего ребёнка в условиях, отличных от домашних, и способствует пересмотру родителями своих методов и приёмов воспитания.

При организации совместной проектной деятельности основным ориентиром является воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста:

- потребность проявлять любовь и быть нужным другому;

- потребность в понимании своих чувств и чувств других людей

- потребность в доверии к окружающему миру другим людям;

- потребность в новых впечатлениях;

- потребность в самостоятельности.

Примерный алгоритм реализации проекта с участием родителей:

1 этап - подготовительный. Основные задачи:

- мотивация родителей и их детей на предстоящую деятельность; 

- накопление у детей необходимых знаний (с детьми обсуждается тема проекта, создаётся мотивация к предстоящей деятельности);

- знакомство родителей с условиями и задачами проектной деятельности, с её возможными вариантами;

- подготовка методической и материально-технической базы;

- разработка сценария финала.

2 этап – исполнительский. Непосредственно проектная деятельность родителей и детей.

Основные задачи:

- развитие социальной компетентности ребёнка в различных видах познавательной деятельности, интересной и эмоционально - значимой для ребёнка;

- формирование привычки у родителей в содержательном проведении семейного досуга. Педагог выступает в роли консультанта, советника или непосредственного участника проекта семьи.

3 этап. Презентация проектов. Основная задача - получение чувства удовлетворения от проделанной совместно работы.

Форма проведения: досуг, праздник, марафон. Родители и дети рассказывают, как они работали над темой проекта, демонстрируют результат совместной деятельности, делятся наблюдениями и переживаниями, оценивают свои достижения, успехи, открытия. Участники проекта награждаются аплодисментами, благодарственными письмами, призами.

Совместная проектная деятельность является важным способом педагогического влияния на формирование нравственных ценностей в семье.

Для успешного формирования нравственных качеств у детей необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых побуждают к восприятию и осознанию нравственных ценностей, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к этим качествам было эмоционально положительным и при необходимости применялись в определенных ситуациях. Проектный метод, применяемый в дошкольной образовательной организации, является перспективным и оптимальным методом,  который решает задачи нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Боровлева А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования / А.В. Боровлева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. - № 7 – С. 77.

2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для воспитателя дет. сада / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозайка – Синтез, 2008. – 112 с.

3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: пособие для воспитателя дет.сада / Р.С. Буре, Г.Н. Шатрова и др.; под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.

4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ: учебно-метод.пособие / Е.С. Евдокимова. – М.: Сфера, 2006. – 64 с.

5. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: учебно – метод.пособие / М.Д. Маханева. – М.: Аркти, 2004. – С. 5.

6. Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет: пособие для воспитателя дет.сада / Н.В. Микляева, А.Г. Ахтян, Ю.В. Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2009. – 208 с.

25 ноября 2023 в 19:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.